Думаю это лучшее что было создано для написания музыки
Виртуальную студию Reason выпустила известная шведская компания Propellerhead Software. Программа работает на двух платформах (PC и Mac), нетребовательна к ресурсам компьютера (для PC достаточно Pentium II с 64 Мб RAM), подходит для живого исполнения (поскольку имеет очень малое время ожидания), проста для изучения, хорошо отлажена и работает стабильно. По моему мнению, Reason не имеет конкурентов, и я попробую это аргументировать.
Основы
Reason имитирует рэковую стойку с синтезаторами, микшерами, процессорами эффектов и прочим студийным оборудованием. Поначалу я сомневался в эффективности такого подхода, вспоминая приемы работы в других виртуальных студиях. Но стоило создать свой первый проект, как все сомнения исчезли - выполнив интерфейс в рэковом стиле, разработчики попали в "яблочко". В отличие от многих виртуальных студий, где часто нужно мыслить абстрактно, держа в голове какие-то невидимые нити, соединяющие модули, в Reason все просто и наглядно. Приборы, разъемы и кабели - вот они, на виду, как настоящие.
Гибкость коммутации поражает. Нажав клавишу Tab, загляните за стойку, и вы это поймете. Разработчики даже превзошли "железо". Вы где-нибудь видели, чтобы приборы высотой в 3U могли складываться до 1U? В Reason каждый прибор умеет это делать, стоит лишь нажать кнопку с изображением треугольника в левом верхнем углу передней панели. Сама рэковая стойка практически "резиновая" - ее высота ограничивается только ресурсами компьютера.
В состав Reason входят синтезатор Subtractor, семплер NN-19, драм-машина Redrum, плеер барабанных лупов Dr.Rex, микшер, процессоры эффектов восьми типов, шаговый секвенсор Matrix и "машина ввода" Rebirth. При загрузке пустой песни эти устройства отсутствуют, но их можно создавать по мере надобности и в любом количестве. Есть также устройства, которые присутствуют в каждой песне и их нельзя удалить. Это Reason Hardware Interface (коммутационная коробка для связи с внешним миром), секвенсор и панель транспорта.
В Reason есть два типа сигналов (и соответствующих им разъемов) - звуковые и управляющие. Последние делятся на управляющее напряжение (CV, Control Voltage) и триггеры (Gate CV). Такое деление условно, и в некоторых случаях управляющее напряжение может служить триггером. Почти все приборы Reason имеют на задней панели управляющие входы и выходы, даже те, для которых в реальной жизни это не характерно (например, семплер NN-19). Для облегчения работы с виртуальными кабелями введена цветовая схема: желтый цвет и его оттенки - для управляющих сигналов; оттенки красного - для звуковых сигналов с инструментов; оттенки зеленого - для звуковых сигналов, идущих к процессорам эффектов и от них.
Если вы чувствуете себя неуверенно, соединяя устройства между собой, не беда - есть функция автоматической коммутации, которая почти всегда дает приемлемые результаты. Есть и "защита от дурака" - Reason никогда не позволит подключить аудиосигнал в управляющий разъем и наоборот.
В одной сессии может быть загружено несколько песен, что позволяет вытворять экзотические вещи, например, копировать устройства вместе со всеми настройками из одной песни в другую.
Любая ручка, кнопка или движок на панели управления устройства могут быть автоматизированы. Очень помогают и всплывающие подсказки над каждым органом управления.
Reason умеет работать с большим количеством форматов файлов. Основной рабочий файл, песня (RSN), содержит настройки рэка, данные секвенсора и ссылки на используемые семплы. Можно сделать файл самодостаточным, сохранив семплы внутри. Есть формат RPS ("песня, предназначенная для публикации"), - подобный файл также содержит семплы, но они не могут быть вырезаны и сохранены на диске. Кроме того, программа не позволяет вносить в файл какие-либо изменения. Группа форматов связана с пэтчами для устройств Reason (ZYP - пэтчи синтезатора Subtractor, SMP - семплера NN-19, DRP - драм-машины Redrum). Плеер барабанных лупов использует формат ReCycle (RX2, RCY или REX).
Наконец, самый объемный формат - ReFill (RFL). Он придуман, скорее, для защиты авторских прав и может включать в себя файлы вышеперечисленных форматов вместе с семплами. Ни один файл, входящий в ReFill, нельзя вырезать и сохранить на диске. Получается некое подобие платы расширения для синтезатора, в которой ничего уже нельзя изменить. Для работы с песней, ссылающейся хотя бы на один объект внутри ReFill, нужен весь файл. В комплект поставки программы входит файл FACTORY SOUND BANK.RFL размером более 500 Мбайт, содержащий огромное количество пэтчей, семплов, лупов и демонстрационных песен, помогающих начать работу с программой. Reason будет загружаться только при наличии этого файла либо на компакт-диске (который должен быть вставлен в привод), либо на жестком диске в той же папке, что и программа. В комплект поставки Reason 1.0.1 входит утилита ReFill Packer, с помощью которой можно создать собственные банки ReFill.
Очень удобен встроенный браузер файлов, который появляется при загрузке пэтча или импорте семпла в устройство. Он имеет множество функций, в том числе поиска "потерянных" звуков. Файлы ReFill отображаются в браузере как обычные каталоги, а содержимое ReFill - в виде подкаталогов с файлами.
Теперь пару слов о коммутации программы с внешним оборудованием. Reason может управляться с помощью программных или аппаратных MIDI-контроллеров и секвенсоров. Первый вариант - MIDI-сообщения поступают с одного MIDI-порта и MIDI-канала на выбранный трек секвенсора программы, а секвенсор передает их устройству, с которым связан трек. Второй вариант работы - в обход секвенсора, когда каждое устройство получает MIDI-сообщения напрямую, также от назначенного порта и канала. Настройки MIDI-портов выполняются в окне предпочтений, а непосредственная связь портов и каналов с устройствами - на панели прибора Hardware Interface.
Reason поддерживает до четырех MIDI-портов, что в сумме дает 64 MIDI-канала. Каждому порту соответствует кнопка (от A до D) на панели Hardware Interface.
Для дистанционного управления устройствами желательно выделить отдельный MIDI-порт - это предотвратит конфликты с данными, предназначенными секвенсору. Выбор порта осуществляется в списке Remote Control окна предпочтений. Включается режим дистанционного управления флажком Enable MIDI Remote Mapping в меню Options. Там же следует поставить флажок напротив Edit MIDI Remote Mapping. После этих действий при щелчке мышью на любом из органов управления прибора возникает окно для настройки MIDI Remote. Той же техникой можно пользоваться для управления приборами с помощью обычной компьютерной клавиатуры. В меню Options нужно просто отметить другую пару команд.
Для вывода звука Reason предлагает до 64 аудиоканалов. Реальное количество каналов зависит от возможностей звуковой платы. На передней панели Hardware Interface есть 64 индикатора уровня, на задней - 64 входа Audio In для подключения кабелей с микшеров или непосредственно с приборов Reason. Фактически, эти входы являются выходами звуковой платы.
Секвенсор
Первое, что мне понравилось в секвенсоре, - его простота при очень мощных средствах редактирования. Первое, что не понравилось, - несколько скомканный интерфейс и постоянное ощущение тесноты. Секвенсор и рэковая стойка делят между собой пространство по вертикали, но самое неприятное - секвенсор имеет ту же ширину, что и стойка, и растянуть его на весь экран по горизонтали нельзя. При разрешении 1200 пикселей добрая половина пространства экрана по горизонтали расходуется зря. Да и по внешнему виду секвенсор явно выпадает из концепции виртуальной рэковой стойки. Короче, на месте разработчиков я бы отвел под секвенсор отдельное окно, которое можно масштабировать как угодно.
Структура секвенсора обычна: список дорожек - слева, экран событий - справа. Над списком дорожек - заголовки столбцов, над экраном событий - линейка времени в формате такты-доли, средства масштабирования - по краям окна, кнопка развертывания на всю высоту документа - в правом верхнем углу. Завершают эту конструкцию сверху - простенькая панель инструментов, снизу - панель транспорта. Для работы с фрагментами и циклами есть два локатора - левый и правый. Позиция песни отображается в виде маркера с буквой P, а окончание песни отмечает маркер E.
Каждая дорожка секвенсора может быть связана только с одним из приборов Reason, но можно назначить несколько дорожек на один прибор. Назначение дорожки выполняется в столбце Out. Для экономии места название выбранного устройства в столбце не отображается, вместо этого появляется картинка, по которой можно догадаться о типе устройства.
А что, собственно, мы делаем, назначая дорожку конкретному устройству? Мы направляем в устройство поток управляющих воздействий, записанных на дорожке. В отличие от MIDI-секвенсоров, в секвенсоре Reason нет такого понятия, как MIDI-каналы. Связь дорожки секвенсора с устройством происходит вышеуказанным способом по одному внутреннему каналу программы.
Управляющие воздействия в Reason делятся на три типа: ноты, контроллеры и изменения паттерна. Под словом контроллеры имеются в виду данные автоматизации органов управления приборов, которые не надо путать с MIDI-контроллерами (такими, как модуляция и экспрессия). Так вот, каждая дорожка (или трек) в секвенсоре Reason состоит из трех слоев (Lane). Слой 1 содержит события-ноты для таких устройств, как Subtractor, Sampler, Redrum и Dr.Rex. Слой 2 предназначен для хранения данных автоматизации и может быть разбит на столько подтреков, сколько органов управления содержится на панели устройства. Таким образом, каждый подтрек слоя 2 хранит данные автоматизации для одного органа управления. Наконец, слой 3 содержит особый тип событий - изменения паттерна; эти события имеют смысл только для таких устройств, как Redrum и Matrix Pattern Sequencer.
Дорожки секвенсора можно заглушать и солировать. Для этого служит последний столбец, обозначенный буквой M. При простом щелчке мышью по квадратику дорожка заглушается, при щелчке с нажатой клавишей Alt - солируется.
Очень удобен способ редактирования событий в секвенсоре. Есть два режима - Arrange View и Edit View. Первый хорош для общего обзора структуры песни и выполнения операций над крупными фрагментами или несколькими дорожками одновременно.
Второй режим позволяет сконцентрироваться на одной дорожке со всеми ее слоями и событиями. При этом работа происходит в одном и том же окне, да еще и внутри рэковой стойки. Все видно, все под рукой. Не нужно тратить время на то, чтобы "достать вон то окно" или "заглянуть под окно".
Особенность Reason состоит в том, что события на дорожке по умолчанию не объединяются в логические блоки, как, например, части или клипы в других программах. Подобные блоки нужно создавать вручную, и называются они группами.
Основные операции редактирования настолько близки большинству секвенсоров, что не имеет смысла повторяться.
Запись
Единственное, что можно записать в Reason, - это управляющие воздействия на модули программы. Воздействия могут быть как внешними по отношению к Reason, так и внутренними. Первые приходят в форме MIDI-сообщений от аппаратного или программного MIDI-контроллера или секвенсора, вторые - при вращении ручек на панелях виртуальных приборов мышью или с клавиатуры. Поступающие на запись события делятся на ноты и контроллеры, ноты записываются на треки, контроллеры - на подтреки, в полном соответствии с логической структурой секвенсора.
Для всех "устройств-инструментов" (Instrument Device) трек создается автоматически вместе с устройством. Микшеры и процессоры эффектов к инструментам в Reason не относятся, и треки для них создаются командой Create Sequencer Track for... из контекстного меню устройства. MIDI-события передаются тому устройству, чья дорожка отмечена значком MIDI-разъема в первой колонке списка дорожек. Из этого следует, что и запись может происходить только на одно устройство одновременно. Правда, во время записи можно перемещать значок MIDI-разъема на другую дорожку, перенаправляя поток данных другому устройству, но мне такой метод показался неудобным.
Запись происходит с текущей позиции песни при нажатых кнопках Playback и Record на панели транспорта. Некоторое неудобство связано с тем, что отсутствуют режимы Punch In/Out - приходится вручную нажимать и отпускать кнопку Record в нужном месте при воспроизведении дорожки. Ничего похожего на параметры Precount, Prerecord и Pre-roll я также не нашел.
Для записи нот есть два режима, которые встречаются в большинстве секвенсоров: Overdub наложение) и Replace (замена). Режимы переключаются на панели транспорта тумблером под кнопкой Record. Возможна и запись с одновременной квантизацией. Для этого на панели инструментов секвенсора нужно нажать кнопку Quantize Notes During Recording, а в соседних окошках установить значение квантайза и степень перемещения нот.
Запись контроллеров (или данных автоматизации, что более корректно) имеет свои особенности. Проще всего перейти в режим циклической записи и "рулить" один параметр за цикл, а в каждом следующем дубле наращивать мощность автоматизации. Понятно, что, пользуясь только мышью, невозможно крутить несколько ручек одновременно, приходится записывать движения по очереди. Это часто ведет к потере "драйва" и к механистичности звучания (почти как в многодорожечной записи, где лучшие результаты получаются при совместной игре музыкантов). Если есть возможность подключить к Reason MIDI-контроллер с несколькими регуляторами, обязательно сделайте это. Изменяя три-четыре параметра звука одновременно, вы заставите "дышать" даже самые незатейливые пэтчи.
После нажатия кнопки Stop элементы управления на панелях устройств, для которых записаны данные автоматизации, выделяются тонкой зеленой рамкой. Очень удобна команда Edit Automation в контекстном меню элемента - при ее вызове секвенсор переходит в режим редактирования, и происходит автоматическая прокрутка к нужному подтреку с кривой автоматизации.
Редактировать полученную кривую можно "карандашом", но все-таки удобнее заново переписать неудачное место. Включите запись за пару тактов до начала фрагмента. Ручки, для которых есть данные автоматизации, начнут крутиться. Как только вы вмешаетесь в движение ручки, на транспортной панели в секции Automation Override загорится индикатор Punched In. С этого момента начинается перезапись, а предыдущие данные автоматизации теряются. После проведенной коррекции нажмите кнопку Reset под индикатором Punched In. С момента нажатия этой кнопки перезапись прекращается, а ручки продолжают крутиться в соответствии с ранее записанными данными. Такой же техникой можно пользоваться при "живой" игре во время воспроизведения, если нужно внести нюансы в запрограммированную партию. При этом нажимать кнопку Record не нужно.
Все сказанное выше справедливо при записи изменений паттернов с той лишь разницей, что нажимать кнопки с номерами банков нужно заранее. Изменение паттерна всегда записывается с первой доли следующего такта (хотя в секвенсоре начало паттерна можно вручную передвинуть в любое место такта).
Mixer
Микшер Reason имеет четырнадцать входных стереоканалов и один стереофонический мастер-выход. Обычно мастер-выход подключается к активной паре входов прибора Hardware Interface, но это, сами понимаете, совсем не обязательно.
Внешне Mixer похож на аналоговый линейный микшер, но, в отличие от последнего, позволяет автоматизировать любой параметр. Линейка пульта имеет четыре посыла на эффекты (все постфейдерные) и двухполосный эквалайзер с фиксированными частотами 80 Гц и 12 кГц. Уровень полос регулируется в пределах +/-24 дБ. Есть также кнопка обхода эквалайзера. Далее - стандартный набор из кнопки заглушения/солирования, регулятора панорамы, фейдера и индикатора уровня канала. Слева от фейдера находится метка с названием устройства, подключенного к каналу.
У микшера нет разрывов в виде разъемов на передней или задней панели, но разрыв всегда можно организовать - достаточно скоммутировать источник сигнала с устройством обработки, а выход с устройства направить на вход микшера. Каждый канал может работать в режиме моно, если подключить источник только к разъему Left Audio Input. Все четыре посыла также моно, поэтому левый и правый канал стереопары суммируются перед подачей на шины AUX1-4. Мастер-секция состоит из блока управления стереовозвратами (четыре ручки) и мастер-фейдера.
На задней панели под аудиовходами каналов находятся управляющие входы уровня и панорамы. Есть также управляющий вход CV Master Level.
Понятно, что 14 стереоканалов, - это слишком мало для насыщенной композиции. Разработчики Reason предлагают множество путей решения этой проблемы. Первый - создать столько микшеров, сколько нужно, и соединить их в цепочку. В этом случае используются разъемы Chaining Master и Chaining Aux на задней панели. На входы Chaining Master одного микшера подается сигнал с мастер-выхода другого, на входы другого - с мастер-выхода третьего, и так далее. Тот из микшеров, мастер-выход которого соединен с прибором Hardware Interface, становится мастером, остальные - ведомыми. Фактически, на мастер-выходе мастер-микшера появляется сумма линеек всех микшеров. То же самое касается посылов мастера. На каждом посыле - сумма сигналов с соответствующих посылов остальных микшеров. Мастер-секции ведомых микшеров становятся не нужны - управление стереовозвратами и выходным уровнем осуществляется с мастер-микшера. Проводков, конечно, много получается, и рэк сзади приобретает устрашающий вид. Но если перед созданием нового микшера сделать активным ранее созданный, то коммутация происходит автоматически.
Другой вариант - соединять в цепь только мастер-выходы, сохранив независимость обработок на каждом микшере. Также можно направить мастер-выход одного микшера во входной канал другого, или подключить все микшеры к разным входам Hardware Interface, или... вообще забыть про микшер и направить сигнал с источника прямо на выход звуковой платы. Вот такой коммутационный рай в виртуальном мире.
Subtractor
Первый из четырех инструментов, синтезатор Subtractor, является, на мой взгляд, самым "творческим" устройством Reason. Огромное количество пэтчей в стандартном банке - это только приманка, разжигающая аппетит. Лично я сразу полез крутить ручки и строить свои пэтчи, и, честно скажу, ни разу не споткнулся о неизвестный орган управления и не оказался в ситуации, когда уже непонятно, что чем управляет и "откуда тянется этот кабель". Конечно, Subtractor не имеет той гибкости, какая свойственна модульным программным синтезаторам. Он скромно смотрится на фоне таких программ, как Unity, Reality и Reaktor. Но пользователи отмечают способность Subtractor достаточно успешно имитировать звучание многих аппаратных синтезаторов, и, в частности, Roland SH 101.
Subtractor, как следует из его названия, имеет архитектуру, основанную на традиционном субтрактивном синтезе. Максимальная полифония - 99 голосов. Одночастная мультитембральность не страшна, так как в рэковую стойку можно добавить столько экземпляров устройства, сколько нужно. Кстати, на машине с процессором Pentium III 800 у меня без проблем жили в одной стойке более 20 экземпляров Subtractor, и при их одновременном звучании загрузка процессора доходила всего лишь до 35%. На панели синтезатора есть кнопка Low BW (Low Bandwidth), при нажатии которой спектр сигнала немного урезается в высокочастотной области. Это позволяет значительно экономить ресурсы процессора без существенного влияния на качество звука. В режиме Low BW звучание, например, басов ничем не отличается от обычного режима, но все же для окончательного сведения лучше функцию Low BW отключить.
Полифония прибора по умолчанию равна восьми голосам, но ее можно изменить в окошке Polyphony. Subtractor очень выгодно отличается от многих других программных синтезаторов тем, что мощность процессора расходуется только на реально звучащие голоса.
Subtractor имеет два генератора, способных производить 32 формы волны каждый: четыре "стандартных" (пилообразная, квадратная, треугольная, синусоидальная) и 28 "специальных", облегчающих имитацию групп инструментов. Так, например, формы с 5-й по 8-ю служат базой для имитации клавишных, с 15-й по 18-ю - струнных, с 19-й по 22-ю - медных духовых, и т. д. Частоты обоих генераторов могут изменяться как от номера MIDI-ноты, так и от непосредственной установки номера октавы, полутона и точной подстройки (+/-50 центов). Путем ручной расстройки генераторов можно накрутить жирные и гармонически богатые звуки. Достаточно ввести противоположную по знаку поправку к частотам генераторов, скажем +/-12 центов. Кнопка Kbd Track позволяет включать и отключать реакцию генератора на высоту нажатой клавиши. При отжатой кнопке генератор производит сигнал постоянной частоты, которая указана в окошках подстройки. Этот момент очень важен при использовании FM-синтеза и кольцевой модуляции.
В секцию второго генератора входит также генератор шума, выход которого запараллелен с выходом генератора. Из трех параметров управления первый, Noise Decay, кажется мне наиболее важным. Он позволяет изменять длительность шумового "импульса" независимо от параметра Decay генератора огибающей амплитуды. Такая гибкость позволяет создавать множество вариаций в атаке перкуссионных звуков, не изменяя общую огибающую громкости. Параметр Color управляет характером шума: по мере вращения ручки против часовой стрелки шум превращается из "белого" в "розовый" и "красный", вплоть до низкочастотного хрюканья.
Уровень сигнала, приходящего от обоих генераторов, регулируется ручкой Mix. В центральном положении (значение параметра 64) сигналы смешиваются в равных пропорциях, в крайнем левом положении слышен только первый генератор, в крайнем правом - только второй.
Интересная особенность Subtractor - возможность модуляции фазового сдвига сигналов внутри одного и того же генератора (Phase Offset Modulation). Суть метода проста: генератор производит одновременно две одинаковые волновые формы, но вторую сдвигает по времени относительно первой. Затем одна волна либо вычитается из другой, либо волны перемножаются друг на друга. Такой метод позволяет получить квадратную форму волны с изменяемой шириной импульса, т. е. полную аналогию широтно-импульсной модуляции (PWM). Это в случае вычитания сигналов. В случае перемножения получаются совершенно дикие формы с бесконечным числом вариаций, зависящих от исходных форм и величины фазового сдвига. Эта величина регулируется параметром Phase генератора, а тип операции (вычитание, перемножение или отсутствие модуляции) выбирается кнопкой Mode.
FM-синтез в Subtractor построен на модуляции первого генератора вторым (или генератором шума). Неплохое начало для экспериментов с FM-синтезом - "прибрать" второй генератор регулятором Mix и выставить в окошке полутоновой настройки смещение относительно первого генератора. Смещения в кварту, квинту и октаву обогащают звук "правильными" гармониками, отчего тембр становится насыщеннее и теплее. Другие смещения придают звуку колокольную окраску, иногда металлический привкуc или "песок", а иногда просто гармоническую грязь. При нажатии кнопки Ring Mod включается кольцевая модуляция, суть которой заключается в перемножении сигналов обоих генераторов. Кольцевая модуляция особенно эффектна, когда частоты генераторов не совпадают и не кратны друг другу.
Теперь самое главное в синтезаторе - фильтры. В Subtractor применена цепочка из двух фильтров с резонансом, первый - мультирежимный, второй - пропускающий низких частот с крутизной 12 дБ на октаву. Первый фильтр может работать в одном из пяти режимов: пропускающий низких частот с крутизной 24 или 12 дБ/окт, пропускающий высоких частот, полосовой (крутизна обоих 12 дБ/окт) и режекторный. У первого фильтра есть параметр Filter Keyboard Track (ручка Kbd), который можно использовать для автоматического изменения частоты среза в зависимости от высоты нажатой клавиши. Есть также режим связи фильтров по частоте (кнопка Link). В этом режиме частота второго фильтра зависит от частоты первого так, что отношение этих частот остается постоянным.
Фильтры Subtractor произвели на меня приятное впечатление. С ними можно вырулить все - и тончайшие нюансы в подкладах, и прорезающие любую фактуру солирующие звуки. Дискретность фильтров заметна не более, чем в других программных синтезаторах, в частности, ReBirth. Звучание фильтров ReBirth и Subtractor очень похоже, что наводит на мысль об аккуратном перенесении старых алгоритмов в новый продукт.
Subtractor имеет два генератора низкой частоты. Первый переключается между шестью волновыми формами, второй производит только треугольную. Одновременно каждый генератор может модулировать один из параметров синтезатора. Первый LFO - частоту первого и/или второго высокочастотного генератора, частоту среза первого фильтра, глубину FM-модуляции или фазового сдвига, а также баланс уровней генераторов высокой частоты. Второй LFO отличается, прежде всего, тем, что он полифоничен, то есть при нажатии каждой ноты генерируется независимый LFO-цикл. Применение знакомой кнопки Kbd (Keyboard Tracking) здесь также очень кстати. Параметр LFO 2 Delay позволяет задержать начало модуляции на некоторое время после нажатия клавиши. Эта возможность просто незаменима для звуков, где нужна твердая, не расползающаяся атака, а хвост должен "повилять".
Структура генераторов огибающих обычна. Отмечу только, что в секции Mod Envelope можно выбрать шесть разных точек назначения. Здесь, а также в секции огибающей первого фильтра, есть кнопка, инвертирующая значения параметров A/D/S/R.
Subtractor позволяет максимально использовать привычные категории MIDI, такие, как Velocity, Pitch Bend, Expression, для модуляции большинства параметров синтеза. В секции Velocity находятся девять ручек, с помощью которых можно настроить реакцию синтезатора на скорость нажатия клавиши. Причем реакция может быть прямо противоположна ожидаемой - для этого достаточно повернуть ручку влево, присвоив какому-либо параметру Vel Amount отрицательное значение. Тогда, скажем, глубина частотной модуляции будет меньше при громкой игре.
Колеса Pitch Bend и Modulation на панели Subtractor в точности повторяют ваши движения на MIDI-клавиатуре, а результат поворота колеса модуляции может привести к изменению до пяти параметров синтеза одновременно. Кроме того, Subtractor понимает еще три MIDI-контроллера: послекасание канала, экспрессию и духовой. В каждый момент времени инструмент может реагировать на один из них, а реакция будет зависеть от того, какие точки назначения указаны в секции External Modulation. Наконец, можно управлять вариантами звукоизвлечения - ReTrig или Legato, а также изменять время для параметра Portamento.
На задней панели синтезатора находится один аудиовыход и множество управляющих входов-выходов. Особенно умиляют меня серийный номер, написанный от руки, и дата изготовления - 1 июля 1983 года. Этакая психологическая разгрузка для пользователя, потерявшегося в паутине проводов. А потеряться есть отчего, поскольку на панели целых шестнадцать разъемов под управляющие сигналы. Первая группа - входы Gate и CV, рассчитанные на сигнал из секвенсорного устройства (например, Matrix или Redrum). На вход CV подается напряжение, пропорциональное высоте ноты, на вход Gate - событие Note On/Off вместе со скоростью нажатия на клавишу.
Вторая группа входов (Modulation Inputs) принимает управляющее напряжение, которое модулирует назначенные параметры (частоту генераторов, частоту среза фильтров и т. д.). Ручки Trim позволяют выставить входную чувствительность, что поначалу меня несколько смутило. Какая еще чувствительность при приеме дискретных цифровых значений? А все очень просто. Если принять диапазон изменения большинства параметров от 0 до 127, то среднее положение регулятора Trim делит входящие значения пополам, сокращая диапазон изменения параметра вдвое. Соответственно, при крайнем правом положении ручки получаем на входе полный диапазон, при крайнем левом - одни нули.
Группа Modulation Outputs может быть использована для воздействия на другие устройства Reason и даже на тот же экземпляр синтезатора Subtractor. Последнее позволяет коммутировать блоки синтеза самым замысловатым образом.
Наконец, группа Gate Input предназначена для запуска огибающих синтезатора от другого устройства Reason.
Осталось сказать про пэтчи из стандартного набора. Они поделены на шесть категорий, в каждой категории их насчитывается от 50 до 100. Есть практически все: басы, эффекты, солирующие звуки, подклады, перкуссия и огромный набор сложных пэтчей под названием PolySynth. Для начала работы этого более чем достаточно, а дальше дело ограничивается только фантазией.
Интересно, сколько мог стоить 1 июля 1983 года один экземпляр Subtractor?