На сайте группы Beastie Boys есть раздел A Capella, из которого или по данной прямой ссылке следует выкачать вокальный трек знаменитой композиции «Body Movin’» (99 BPM). На нее вы можете сделать ремикс и выслать на c.m.ihihoh@gmail.com. Авторы лучших работ дадут интервью в рамках седьмого выпуска «Территории звука» на 3DNews (подробности в конце статьи).
Перейдем непосредственно к теме нашего материала.

Intro
В интернете можно найти большое количество конкурсов в разных сферах профессиональной деятельности человека. Это и веб-дизайн, и звук, и видео, и стандартное искусство, и журналистка, не говоря уже о множестве соревнований с ответами на тестовые вопросы. То есть, интересное времяпровождение в сети обеспечено. Но мы поговорим о состязаниях, которые могут помочь, прежде всего, в профессиональной сфере людям из мира звука.

http://www.3dnews.ru/_imgdata/img/2007/05/21/49033.jpg

Конкурсы ремиксов в интернете стартовали примерно во второй половине 90-х годов. Для многих это было действительно серьезным испытанием даже с технической точки зрения. Представьте себе, что человек с dial-up 14,4 Кбит/с выкачивал wav-файлы с треками длительностью по две-три минуты, а это 20-30 Мб, после чего делал работу и отсылал в виде мр3-файла на ftp-сервер. Upload также проходил проблематично, ведь связь «рвалась» с обеих сторон. Ситуацию усугубляло то, что данный человек был далеко не единственным, кто принимал участие в данном конкурсе, а потоки из сотен загружаемых файлов добавляли головной боли организаторам. Все было очень печально, как может показаться на первый взгляд. Но такие времена вспоминаются с романтикой, ведь это были первые конкурсы, проходящие в сети. Призы были незначительными, группы… названия сейчас и не вспомнить, но творчества — хоть отбавляй. Сейчас ситуация другая, как говорится, на любой вкус и цвет. Набрав в Altavista строку для поиска «remix contest 2007» вы найдете как минимум 20 состязаний, которые проходят на данный момент, а если не будете ограничиваться поисковиками и начнете путешествовать по сайтам групп и музыкальных лэйблов, то вариантов появится еще больше. Призовые фонды абсолютно различные - от маек и обещаний разместить на CD вместе с альбомом до 3-5 тыс. долларов (деньгами или в денежном эквиваленте).

Конкурсы ремиксов — это конкурсы аранжировок, поэтому рассматривать их стоит, прежде всего, как хорошую школу для начинающих, помощь в создании портфолио, а для профессионалов - возможность подзаработать.

В последнее время активизировались не только сами группы, но и разработчики программного обеспечения и аппаратного оборудования. Классический пример — ACIDPlanet.com (программа Sony ACID), который стал своеобразной мировой точкой сбора ремиксеров. Хотя недавно были конкурсы от Steinberg, Ableton проводила состязание на лучший ремикс для Coldplay. На данный момент при поддержке M-Audio запущено Celldweller Remix Competition v2.0 (wwwremix.celldweller.com) на композицию Take It & Break It достаточно известного электронного музыканта/композитора Celldweller. Помимо ценных призов от спонсоров предлагается продвижение и участие в озвучивании фильмов, игр и телепроектов.

Форматы проведения состязаний
Наиболее распространено три, которые отличаются по способу взаимодействия между организаторами и участниками.

Все происходит исключительно в интернете. Организаторы выкладывают треки композиции в форматах wav или mp3, после чего дают доступ к ftp-серверу, либо на их сайте предусмотрена специальная форма для upload готовых ремиксов.
Интернет используется наполовину. Организаторы выкладывают треки композиции в интернете, обычно в формате wav. Готовые ремиксы отсылаются им по почте на аудио-CD. МР3-файлы по e-mail, а также линки на места, где они собраны в интернете, не принимаются.
Интернет используется для переписки и объявлений. Организаторы ничего не выкладывают в сеть, объявляя даже больше не конкурс ремиксов, а конкурс ремиксеров. То есть, предварительно вы должны им выслать CD со своими предыдущими работами. Если они устраивают организаторов, то по обычной почте вам высылается CD с мультрековой сессией, а дальше делайте, что хотите.
Если сравнивать эти три варианта, то можно отметить их характерные особенности. В первом случае обычно очень много участников. Качество работ варьируется от «откровенно плохо» до «просто отлично». Призовые фонды зависят от организаторов и уровня проектов. Это самая демократичная и удобная модель взаимодействия, которая стала доминирующей в последнее время, особенно с ростом скоростей интернета. Второй вариант часто может существовать по двум причинам. Одна из них — организаторы экономят на интернет-сервисах, такое может быть, другая — следят за качеством своей и присылаемой продукции, избегая форматов сжатия аудио с lossy-компрессией.

Третий присущ большей частью известным коллективам и лэйблам, задача которых - найти партнера для долгосрочного сотрудничества. И как вы понимаете, для общения с ними необходимо иметь портфолио, которое достаточно быстро набирается с помощью конкурсов первого варианта.


Призовые фонды

Призовые фонды варьируются от маек с логотипами до ценных подарков, в том числе и денежных. Многие команды или исполнители предлагают помимо размещения работы победителя на аудио-CD и долю в авторских правах. К данному вопросу нужно подходить весьма осторожно, хотя если это предлагает группа из страны, где шоу-бизнес развит хорошо и система авторских прав исправно платит, то этот вариант может оказаться выгодным.

Конкурсы часто планируются организаторами как широкомасштабные промоакции. Поэтому привлекаются дополнительные спонсоры, которые принимают участие, в том числе и в призовых фондах. Поэтому не удивляйтесь, если среди бонусов для победителей вы встретите доступ к платным сервисам, программное обеспечение, аппаратное оборудование, предложения сделать интервью в каком-нибудь весомом журнале, иногда даже связи и обещания перспективной работы над играми, музыкальной озвучкой кино и телепрограмм. Это может входить в призовой пакет. Помимо этого вам могут предлагаться билеты на вечеринки с размещением в гостинице, посещение какой-либо студии или экскурсия по предприятию, занимающемуся выпуском ПО или аппаратуры, скидки на покупки в каком-либо интернет-магазине. Организаторы могут предлагать очень много разного.

Основная их задача часто сводится не только к тому, чтобы получить качественный ремикс, но и привлечь как можно больше работ участников, создать некий ажиотаж вокруг события. Идея проведения конкурсов очень выгодна всем. Что касается призов в варианте кэша, то суммы в деньгах очень редко превышают отметку в тысячу долларов. В основном это средние цифры в районе 300-500 у.е.

Требования
Хорошо, если они развернуты более широко и не ограничиваются сроком deadline и фразой «вы можете менять все, что угодно: стиль, гармонию, мелодию, текст» и т.п. На самом деле, в таком отсутствии ограничений скрывается множество подводных камней, ведь не понятно в каком стиле делать ремиксы предпочтительнее. Если есть слово «танцевальный», то это уже хоть что-то. А если особых требований нет, то нужно внимательно ознакомиться с целями конкурса, - для чего нужен будет конечный продукт. Например, на одном из канадских сайтов недавно проходил конкурс на лучший ремикс оперной арии, который предназначался для раскрутки спектакля по данной опере. Требовался стандартный радиоформат, что очень облегчило работу участникам, которые дочитали описание конкурса до пункта «цели».

Жюри и голосование
Обычно в качестве жюри выступают сами члены группы либо отдельный исполнитель, либо представители организационного комитета. Они отслушивают работы, выбирают лучших. Нередко можно встретить и предложения голосования среди посетителей ресурса, что, на самом деле, является очень субъективным моментом, и трудно представить человека с независимым мнением, который будет выкачивать сотню мр3-файлов, чтобы выставить оценки. Но, кстати, этим человеком может оказаться и аранжировщик, который ищет новые идеи, тогда ситуация понятна, но это единичные моменты. К тому же ремиксы не отличаются особым разнообразием идей. Там, где голосования, всегда есть возможность накрутки, применения различных хитростей и уловок. Особенно не стоит огорчаться, когда вы приняли участие в конкурсе, где было более 500 работ (такие иногда случаются). Отслушать их физически трудно, не говоря уже о выставлении объективных оценок. Воспринимайте это как хорошую школу.

Наиболее частые вопросы
Нужен ли мастеринг? Да, обязательно. Но при этом храните финальный микс, вдруг он потребуется организаторам, чтобы они «перемастерили» его.

Можно ли высылать несколько работ-ремиксов на одну и ту композицию? Если нет требования «один участник — одна работа», то данный вопрос не критичен, поскольку и это условие можно обойти, как делают многие, выпуская ремиксы под разными никами.

Можно ли использовать сделанный ремикс для ротации на дискотеках, местных FM-станциях, выпускать в сборках и т.п., то есть в собственных целях? Данные вопросы необходимо обсудить с организаторами. А если аранжировка вам так понравилась, то лучше используйте ее для собственной композиции, на это вы имеете полное право.

Что делать, если я из другой (далекой) страны и выиграю приз? Обычно этот вопрос не вызывает проблем, поскольку призы высылаются по почте, также, если вы выиграли ПО и тому подобное, все это забирается через интернет.

Если с треками даются дополнительные loop’ы или у конкурса спонсором является разработчик ПО, обязательно ли все это использовать? Желательно. Если в конкурсах, предусмотрена возможность дать аннотацию, то ПО спонсора или организатора как использованное указать, наверное, нужно. Что касается loop’ов, то они прослушиваемы и узнаваемы, поэтому тут на ваш выбор. Обычно такие вещи даются как рекомендательно-вспомогательные.

Какие программы используются
Самыми популярными для ремиксирования сейчас являются Image-Line FL Studio, Sony ACID (также очень популярна бесплатная версия этой программы — ACID XPress), Ableton Live, Mackie Tracktion… Эти программы, как говорится, более «заточены» под производство ремиксов, хотя вы можете использовать абсолютно любые мультитреки, в которых вам удобно работать и реализовывать творческие замыслы. Насчет VST-инструментов нужно отметить, что их сейчас выпускается огромное количество, часть из которого является бесплатной. И давайте посмотрим, на чем работают наши зарубежные коллеги…

Победители премии журнала «Remix» за 2007-й год
Журнал «Remix» является авторитетным изданием, как вы можете судить из названия, оно предназначено для специализированной аудитории — сообщества ди-джеев и ремиксеров. Лучшие аппаратные и программные устройства были объявлены в январе 2007-го, правда, мы не фокусировали внимания на этом моменте, поскольку практически каждое специализированное издание дает итоговый список лучших устройств. Но в рамках данного материала приведение списка победителей является уместным, смотрим:

Аудио-интерфейс. Apogee Ensemble (24/192, 36 каналов, Firewire, интеграция с Logic 7).
Набор плагинов. Eventide Anthology II (шесть новых плагинов для Pro Tools TDM).
MIDI-контроллер. Novation ReMote SL series & Korg PadKontrol.
Диджейский стол. Numark HDX.
Коллекция сэмплов/инструмент. Sample Logic A.I.R.
Микрофон. Neumann TLM 49.
Цифровая рабочая станция (DAW). Ableton Live 6
Внешнее управление цифровой рабочей станцией (DAW). Frontier Design Group TranzPort
Процессор обработки (железо). SSL Duende.
Звуковой редактор. Celemony Melodyne 3 Studio
Лучшее аппаратное устройство. Focusrite Liquid Mix
Портативный рекордер. Sony PCM-D1
Плагин. Universal Audio Neve 1073 Equalizer
DJ CD Player. Pioneer CDJ-1000MK3
Программный инструмент (ударные). Submersible Music Drumcore 2.0
Аппаратный синтезатор. Access Virus TI Polar
Мониторы. JBL LSR4328P
Программный синтезатор. Native Instruments Massive
Наушники. Sony MDR-7509HD
Лучшее программное устройство. Audio Damage 914 Fixed Filter Bank
Лучший инновационный продукт. Native Instruments Kore & JazzMutant Lemur
Диджейский скретч-микшер. Rane TTM 57SL
Сэмплер. E-mu Emulator X2
Диджейский микшер для выступлений. Allen & Heath Xone:3D
Продукт для гитары. IK Multimedia Amplitube 2
Программы для ди-джеинга. M-Audio Torq
Тут много повторов и слабая структурированность (список приведен в том же порядке, что и в журнале). Но стоит отметить, что он очень близок к тому, что было представлено на голосовании в рамках церемонии mipa (Musikmesse International Press Awards) в марте этого года. Это говорит, что все вертится вокруг нескольких имен. Так что берите на заметку. Для полноты картины приведем и выборочный список победителей mipa…

8th mipa - Musikmesse International Press Award 2007Победители выделены жирным шрифтом, остальное — номинанты:

Лучший инновационный продукт:

Fender VG Stratocaster
Korg MR1/MR1000
Лучший программный синтезатор:

Native Instruments Massive
Arturia Jupiter-8 V
Cakewalk Rapture
Лучший сэмплер:

E-mu Emulator X 2
IK Multimedia SampleTank
Native Instruments Kontakt 2
Лучшая звуковая библиотека:

Vienna Symphonic Library - Symphonic Cube
Celemony The Voice 1 & 2 Choral Phrase Libraries
Steinberg HALion Orchestra
Студийный микрофон:

Neumann TLM49
beyerdynamic MC840
Rode Classic II
Мониторы ближнего поля (будет удивительно, если победит не Genelec):

JBL LSR4326P
Adam A7
Genelec 8200 Series
Лучшее звукозаписывающее ПО (рабочая станция):

Apple Logic Pro 7.3
Steinberg Cubase4
Digidesign Protools HD
Лучшее звукозаписывающее «железо» (рабочая станция):

TC Electronic Konnekt24
MOTU Ultralite
Focusrite LiquidMix
Лучшие эффект-процессоры:

SSL Duende
Celemony Melodyne 3
TC Helicon VoicePro
Всего перечисленного арсенала с лихвой хватит для реализации качественного и современно звучащего ремикса. Это носит рекомендательный характер. А схожесть списков журнала «Remix» и mipa действительно удивляет.

Подытожим
Конкурсы ремиксов в их сегодняшнем состоянии стали напоминать некое подобие отдельного рынка. А интернет в данном случае стирает все границы, так что перед вами открыты все дороги. Занимайтесь на здоровье.

Насчет конкурса на Beastie Boys… можем описать задачу, вернее, цель, которая поставлена. Как нам, так и многим читателям хочется более живого общения с молодыми или маститыми современными компьютерными деятелями в рамках «территорий звука». И помимо интервью, которое дадут победители в следующем выпуске из этой серии материалов, предполагается их участие в качестве небольшого консультационного совета, который будет задействован при обсуждении событий в мире аудио и так далее. То есть, каждый из них сможет высказывать авторитетное мнение по тому или иному вопросу в последующих «территориях». Количество победителей не сильно ограничено, вам нужно доказать свою профессиональную состоятельность, не более того, а основное требование к работам — современность и качество звучания.