VST синтезатор Crystal
Вместо предисловия процитирую автора программы. «Crystal – это полумодульный синтезатор использующий субстрактивный и частотно-модуляционный синтез. Он предоставляет безграничные возможности модуляции более 80 параметрами, поддержку графических огибающих, синхронизацию с темпом проекта огибающих,LFO, времени задержки эффекта delay. Имеются встроенные эффекты хорус/флэнжер/фильтр/дилей с возможностью наложения эффектов на заданные диапазоны частот».
Эти слова слишком сухи и техничны, чтобы хоть что-то прояснить. Я скажу несколько иначе. Crystal – это сверхмощный VST синтезатор уровня NI Absynth с уникальным звучанием и абсолютно бесплатный. Да, такое бывает.
Для нетерпеливых сразу прилагаю скриншот.
Как видите, интерфейс у Crystal не совсем типичный для VSTi: нет стилизации под какой-либо «реальный» инструмент, отсутствуют поднадоевшие поворотные ручки, аналоговые индикаторы и т.п. Моё мнение: именно так должен выглядеть программный синтезатор.
Вглядимся в скриншот повнимательнее. Графическими огибающими произвольной формы сейчас никого не удивишь, хотя на вскидку могу в связи с этим вспомнить только вышеупомянутый Absynth. Цифры на поле для огибающей означают секунды. Т.о. патч изображённый на скриншоте развивается не менее 16 секунд. Более того, это не предел. В патче Saturn Scape развитие занимает около минуты.
Что дальше? Шесть LFO – ничего необычного, однако количество настроек довольно велико. Матрица модуляции позволяет назначить огибающую, LFO или миди-контроллер на управление любым параметром синтезатора. Движки Low и High задают силу воздействия. Mute, разумеется, полностью отключает модуляцию соответствующего параметра.
Patch Breeder - очень эффектная и необычная, но далеко не всегда эффективная функция. Имеем два патча («папу» и «маму»), желательно похожих свойств. После нажатия на кнопку Breed получаем патч, в равной мере похожий как на «папу», так и на «маму». Движок Mutation позволяет дополнительно случайным образом исказить дитятко, так что непредсказуемость результата гарантирована. Что-то подобное, кстати, реализовано в FM7, но не на таком уровне.
Раз уж зашёл разговор о создании патчей, то стоит приглядеться к их структуре. «У каждой кошки в одном имени скрываются три», писал старикан Томас Эллиот. Здесь похожая ситуация: патч состоит из трёх полноценных (по меркам других синтезаторов) патчей – «голосов». Каждый голос имеет свои настройки фильтра, амплитудной кривой, осциллятора и т.д. Таким образом, при помощи одного пресета можно написать полноценную музыкальную композицию. Конечно же, функция была сделана не для этого. Многоголосность необходима для создания «развивающихся пэдов», или как их там называют? Примером служит любой пресет из раздела Atmosphere.
Перед выходом сигнал проходит через микшер. Здесь его можно пропустить через четыре дилея, предварительно разделив на четыре диапазона частот. Кстати, можно добиться очень необычных ритмов модулируя время задержки при помощи огибающих или LFO.
В версии 2.4 была добавлена возможность импорта семплов (формата Sf2) для использования в качестве осцилляторов. Разумеется, это не превращает Crystal в полноценный семплер, но забывать про эту особенность не следует.
Как уже было сказано выше Crystal имеет очень своеобразное и легко узнаваемое звучание. Описать, в чём эта необычность не могу, лучше послушайте сами. Лично у меня возникли ассоциации с электронной музыкой к советскому к/ф «Солярис», а потом с альбомом «On Land» Брайана Эно.
В заключение хочу вот что сказать: большинство музыкантов считают бесплатные VST инструменты «непрофессиональными» и предпочитают пользоваться «коммерческими» продуктами с Горбушки и К. Вполне разумно, ведь бесплатные программы в большинстве своём не достигают уровня их «платных» аналогов. Но, к счастью, встречаются и приятные исключения. Об одном из них вы только что прочитали.
P.S. Совсем забыл указать веб-страничку синтезатора. Вот она: www.greenoak.com/crystal. Здесь помимо самого Crystal’а можно закачать подробное руководство, лучшие пресеты, банк семплов.