«Школа ди-джеев». В Петербурге такое словосочетание может означать все, что угодно. Причем, как в административном, так и в территориальном смысле. Это может быть помещение клуба, которое арендуется в вечерние часы, частные апартаменты в «хрущевке», четыре стены в полуразрушенном здании, выполняющие заодно и функции офиса, или давно почившее заведение, от которого на память осталась лишь ссылка в Интернете. В общем, красота….
В столь харизматичных местах кто только не преподает – профессиональные ди-джеи, чье мастерство достойно уважения, ветераны винила, пресытившиеся наркотиками и многолетней работой по ночам, опухший от хронического недосыпания «молодняк» или собственно вчерашние ученики, азарта которым, в отличие от опыта, не занимать. Так возможно ли выбрать хорошую школу, сколько требуется денег на обучение и вообще – стоит ли игра свеч? Как стать ди-джеем наконец-то? На этот вопрос ответ получается совсем не тривиальный.
Проблема состоит в том, что сегодня уже не 90-е – бросаться делать из вас звезду и пришпиливать ваш псевдоним на небосклон ночного клубного мира никто не собирается. Более того, в отличие от общеобразовательных школ, в которых при выпуске выдаются аттестаты, а вы получаете возможность поступать в высшее учебное учреждение, или скажем, автошкол, где, сдав экзамен, вы «награждаетесь» правами водить автомобиль, по окончании диджейской школы никаких прав вам не предоставляется. Платите вы только за базовые теоретические знания и главное – умение владеть оборудованием. Если диплом и выдается – разве что «для красоты». То же касается и договора, так как заведения, осуществляющие такого рода деятельность, лицензиями обладать не могут.
«Профессии «диск-жокей» в России не существует – поясняет Сергей Никифоров, руководитель школы ди-джеев MixMaster. – Как можно получить лицензию на преподавание того, чего не существует? По закону это частное репетиторство, не требующее ведение бухучета и лицензирования. Получается, что проверить знание ди-джея можно только одним способом – поставить его играть и услышать, на что он способен. Никакими бумажками сегодня это не может быть подкреплено. Мне не трудно выдать сертификат, нарисованный на компьютере, чтобы кто-нибудь потом его дома повесил, но это совершенно ничего не значит».
На данный момент MixMaster арендует площадку клуба F-108, расположенного на наб. реки Фонтанки. Занятие проводят вечером, когда в смежном помещении народ уже посасывает пивко. Преподают те, кто рано или поздно здесь учился. Сегодня их зовут Zed, Sandy, Mike, Пушкин, Ramires и Толстой. В теоретической программе: «обучение основам музыкальной грамотности, развитие метро-ритмических способностей, изучение основных стилей и направлений танцевальной музыки, знакомство с оборудованием и знание музыкального материала». Продолжительность – 4 занятия по 1,5-2 часа (2 раза в неделю). В практическом курсе «mixing, scratching, основы на CD и виниле, практическая психология (управление танцполом), пластика, посещение различных вечеринок, игра на вечеринках». Продолжительность – 8 занятий по часу (2 раза в неделю). Стоимость: 6 600 рублей. Оборудование: Pioneer 100, Stanton 201.
«Обучение групповое тире индивидуальное, - рассказывает Zed. – Теория проходит в группе, практика индивидуальная, у каждого свое время, каждый занимается лично с преподавателем. Мы обучаем так, чтобы человек полностью овладел микшерным пультом, CD, винилом, то есть всем «набором». Сейчас мы вводим дополнительный курс – это компьютер и Final Scratch. Любой, кто выходит из MixMaster, гарантированно владеет оборудованием и техникой сведения. Понятно, что Tiesto он на следующий день не ставит, но школа ди-джеев – это только введение в клубную индустрию. Кем ты здесь станешь дальше и что тебя будет интересовать, покажет время. Например, на данном этапе мы формируем MixMaster Dj Team. Я собрал пять лучших выпускников за последние четыре года, и мы ставим их играть во всевозможные кафе, клубы и т.д.».
Пространство вечного клуба на углу Зверинской и Любанского по вечерам также не простаивает. Школа была здесь и раньше, но потом по неизвестным причинам она закрылась, а с февраля открылась новая. В нынешней Dj’s School при клубе Tunnel преподают dj’s 108 и Udav. Обучение делится на две ступени. Первая супень – базовая – включает в себя основы диджеинга, теорию музыки, основы сведения и элементарную практику. Продолжительность 3 месяца: 4 раза в неделю по 1,5 часа в группе по 4 человека. После сдачи экзамена можете остановиться, тогда вам обойдется все это в 12 000 рублей, а можете продолжить и освоить вторую ступень – «продвинутую». Это еще два месяца, за которые обучают «продвинутым» mixing и scratching, а также «тайнам» промоутерской деятельности. За них вам придется отдать еще 8 000 рублей. Оборудование – Technics sli200mkz, Pioneer djm-600s, Pioneer cdj-200.
«Теория занимает у нас всего час – объясняет Анна Куприенко, администратор Dj’s School, - затем начинается практика. Проходит это так. На одном из танцполов вокруг «диджейки» рассаживаются обучающиеся, преподаватель сначала рассказывает и показывает сам, а потом ученики по очереди выходят и повторяют за ним. Один играет, трое смотрят. На третьем и на четвертом месяце лучшие ребята начинают играть в наших клубах самостоятельно, практиковаться. 17 ноября у нас был первый экзамен, сдавали 11 человек. Профессиональные ди-джеи и зрители, пришедшие в клуб, выявили из них тройку лидеров. С ними мы заключаем на год контракт, даем определенное количество часов, и они на постоянной основе будут играть в Tunnel’е».
Еще одна школа, в которой, правда, отказались беседовать при включенном диктофоне, находится на улице Дегтярная и имеет труднопроизносимое название – UDJSPB (точнее, это название очередной промоутерской группы). Когда-то она существовала при «Просвете». Переводится аббревиатура на русский язык как «Объединение Ди-джеев Санкт-Петербурга». Однако люди, работающие там, скорее похожи на таких маститых, познавших все радости жизни, рокеров. Помещение, в котором происходит обучение, сейчас тоже не в идеальном состоянии. Зато чувствуешь себя в такой обстановке донельзя раскованно. Единственное преимущество этого места по сравнению с MixMaster и Dj’s School в том, что обучение здесь проводится индивидуально или попарно (видимо потому, что для группового просто не хватает площади). Учредитель проекта, Андрей Цыбык, через день после интервью улетел на полгода в Челябинск. Впрочем, то немногое, что тут есть, функционирует и без него. Преподают dj’s Faramant, Nut, Fruit, Lucke, Undertaker. Первое занятие бесплатное. На нем с помощью ж/к монитора местного компьютера вам покажут фильм о том, что вообще такое диджеинг. Дальше практика. Курс рассчитан на 12 занятий по 1,5 часа. Стоимость обучения 7 000 рублей. Лучших допускают до пультов клуба Apollo. Оборудование – Pioneer 600, Technics 1210 mk2, mk5, Numark, Vestax.
Кроме вышеупомянутых трех, на слуху в Петербурге также «школы» Soundtrack и Jutonish. И море самых разнообразных предложений о репетиторстве. Стоят ли все эти услуги того, чтобы ими воспользоваться, в конечном итоге каждый решает для себя сам. С одной стороны это совершенно эфемерный, ничем не подтверждаемый опыт, с другой – шанс для одного из сотни и не такие уж большие деньги. В то же время не стоит забывать, что когда-то в нашем городе, как и по всей России, никто такими вещами не занимался, и человеку, чувствующему в этом свое призвание, приходилось постигать все азы самому. Возможно, мнения тех, кто тогда решил идти до конца, а сегодня является ярким представителем клубной музыкальной культуры, и будет лучшим послесловием к этому тексту.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Dj Kefir (Сергей ЛАЗАРЕВ):
«Я самоучка, но о структурах и принципах диджейских школ знаю все, потому что у меня была первая школа в городе, и многие соратники по цеху вышли из нее. Что происходит сейчас на рынке – я не слежу. На мой взгляд, самое главное, чтобы человек осознавал соотношение между суммой, которую он платит за обучение, и его дальнейшим нежеланием самому заниматься своим продвижением, нежеланием понимать, как он дальше будет самостоятельно развиваться. Как правило, обучить человека могут, пообещать ему трудоустройство, но если честно, осуществить это очень сложно. Я сам тоже провожу индивидуальные занятия. Они, мягко говоря, дорогие и кратковременные. Стоимость недельного курса, который гарантирует, что вы научитесь сведению, – от 500 евро. При этом мне не нужны люди, которые будут висеть у меня на шее. Мне нужно, чтобы человек знал, что сделать для того, чтобы к нему эти деньги потом вернулись, и он еще заработал. Если он не ленив и обладает фантазией, то добьется всего своими силами».
Dj Шпак0ff (Дмитрий ШПАКОВ):
«Всем, кто меня спрашивает по поводу диджейской школы, я отвечаю: да, вас научат, какую нажать кнопку, чтобы пластинка закрутилась, но внутрь вам никто чувство музыки не вложит. Знаете, раньше вот были ПТУ, и люди оттуда выходили к чему-то подготовленными, но не факт, что они потом шли по этой линии. А были люди, которые не заканчивали это ПТУ, но разбирались в вопросе гораздо глубже. Это все равно, что делать вино. Нельзя придти и просто сказать: я хочу быть виноделом, в винах не разбираюсь, но хочу. Нужно, чтобы у тебя было понимание, чувство ритма, чтобы был вкус и, что особенно ценится, стиль. Ты должен обрести свой стиль, определить свою концепцию, свою аудиторию. Например, если я выйду играть в Tunnel, то в лучшем случае меня закидают гнилыми помидорами. Потому что люди там не понимают такую музыку. Сам я учился так – ходил в «Онегин», стоял рядом с такими ди-джеями, как Арам, Олег Пак, Egor, и просто наблюдал за движением рук, за всем процессом, как кто играет, причем, достаточно долго – практически каждую пятницу и субботу на протяжении года. Потом заказал свои вертушки и вспоминал все, что видел. Диджейство – это все-таки музыкальное ремесло. Можно назваться ди-джеем, но это не значит, что ты им будешь».
Dj Shumkov (Иван ШУМКОВ):
«Плотно познакомился с музыкой благодаря Леше Amigo. После многократных бесед о музыке, ее тенденциях, Леша предложил мне попробовать себя в роли диск-жокея. Мы занимались полгода, вместе с Ellis Sexton. Из Леши получился отличный учитель. Он повлиял на мое понимание музыки, я - на его. С тех пор занимаемся творчеством вместе. Воспитываем друг друга. Мое отношение к школам ди-джеев? … Я считаю, что игра диск-жокея - некое таинство. А сам диск-жокей - шаман. Это искусство должно передаваться "от отца к сыну". А ставить на поток - не верно. Нужен персональный подход, более интимный. Хотя есть вполне приличные школы».
Dj Loveski (Константин):
«Когда я начинал, института диджейских школ еще не было. Тогда вообще ди-джеев было всего около десяти в городе. Учиться было не у кого, так что я учился сам. Методом проб и ошибок. Сейчас, поскольку работаю на «Радио Record», я знаю про школу, к которой имеет отношение MC Жан. Еще, по-моему, при клубах тоже есть. При клубе «Tunnel», я слышал. Сам я не преподаю, потому что не хватает времени, это дело кропотливое, заниматься нужно часто, два-три месяца встречаться с человеком. Когда-то один раз у меня был такой опыт, но с тех пор не продолжал. Как мне кажется, тому, кто хочет этому научиться, необходимо иметь комплект аппаратуры у себя дома, либо в том месте, где возможно заниматься постоянно. В школе покажут и объяснят принципы, но главное практика: играешь, играешь, играешь, в сотый раз, в сто пятый. Только тогда будет толк. Что касается продвижения, приносить диски в клубы, говорить «прослушайте меня», это трудный путь. Чаще всего промоутеры и арт-директоры сами в музыке плохо разбираются, да и большая часть этих дисков обычно просто не прослушивается. Думаю, лучше обращаться сразу к какому-то определенному, близкому тебе по духу ди-джею или знакомому в этой среде. Я бы с удовольствием поддержал кого-нибудь из молодых, если бы услышал то, что мне подходит по стилистике и настроению, но, к сожалению, в этот бизнес приходят, в основном, потому, что это модно и востребовано. А здесь не достаточно быть просто «модником».
Илья Иригибелли (Санкт-Петербург)
04.12.2006